Автономная некоммерческая организация Центр экологических инноваций
  
СЕГОДНЯ:
21 November 2018
Главная Завершен второй конкурc Сбербанка по отбору киотских проектов

Завершен второй конкурc Сбербанка по отбору киотских проектов

Завершился второй конкурc Сбербанка по проектам совместного осуществления (ПСО) в рамках Киотского протокола. Среди утвержденных проектов снова нет проектов по возобновляемой энергетике. По мнению общественных экологических организаций, в требованиях к проектам нет отраслевой дифференциации, нет отработанных механизмов продажи "одобренных" сокращений, отсутствуют закрепленные соглашением потскиотские планы. Все это оставляет перспективы данной деятельности туманными, тем более в условиях неопределенности перспектив международного соглашения на период после 2012 года.

Первый конкурс заявок на проекты совместного осуществления Сбербанк провел весной 2010 года, а в конце июля Минэкономразвития РФ утвердило первые 15 российских проектов в рамках механизма ПСО. Объем сокращения выбросов в рамках проектов-победителей первого конкурса составил 30 миллионов тонн CO2-эквивалента. При этом спрос на часть российской квоты среди компаний, подавших свои инвестпроекты на второй конкурс, превысил предложение в 2 раза: Сбербанк получил 58 заявок с общим объемом сокращений выбросов 75,6 млн тонн и объемом заявленных в них инвестиций 3,3 млрд Евро, в середине января 2011 года МЭР опубликовало список из 18 проектов-победителей.

В ближайшие дни Сбербанк России, являющийся оператором российских углеродных единиц, должен объявить начало третьего раунда отбора ПСО. Ожидается, что подаваемые на третий российский "киотский" конкурс, могут быть, наконец, структурированы по отраслевым группам. Не исключено, что в будущем также будет отменена нынешняя конкурсная процедура и лимиты, будет оставлен только своеобразный контроль качества. Введение дифференциации проектов по группам позволило бы избежать ситуации, когда проекты вынуждены конкурировать не только между собой и между секторами. Очевидно, что довольно сложно поддаются сравнению проект утилизации попутного газа на месторождении и, к примеру, проект ветроустановки в удаленном северном поселке.

По мнению руководителя отдела аналитики Компании "АЭнерджи" Артема Чурикова, проектов по возобновляемой энергетике сегодня нет в списке поданных заявок, потому что многие потенциальные участники (средний бизнес) не до конца уверены в возможности честного конкурсного отбора.

Согласно правилам конкурса установлены три критерия отбора: энерго- и экологическая эффективность; технический и финансовый потенциал, а также экономический и социальный эффект проекта. Последний критерий определяется "на основании представленных инвестором данных о соответствии планируемых результатов проекта решениям правительства РФ в области инновационного развития экономики и соцсферы, а также решениям комиссии по модернизации экономики при президенте".

Хотя на участие в конкурсе киотских проектов формально вполне могут претендовать и проекты металлургии, и нефтегазовой отрасли, и жилищного сектора и возобновляемой энергетики, представить одинаковые критерии эффективности для них достаточно сложно. И, пожалуй, возобновляемой энергетике, здесь труднее, чем все другим: нет ни возможности включиться в энергетический рынок, а значит, нет и возможностей для сбыта продукции и пути к широкому кругу потребителей.

"Должны появиться "зеленые тарифы", иначе никто и никогда не залезет в эту сферу, а наши уважаемые партнеры по энергетике так и будут воспроизводить сами себя".

Пока же большинство подающих заявки на российский конкурс киотских проектов - крупные российские компании, уже вписанные в экономическую систему страны, с мощным административным ресурсом и без климатических субсидий хорошо чувствующие себя на российской почве.

Не добавляет позитива и отсутствие отработанных механизмов реализации - участники российского рынка ломают голову над тем, как продавать свои "одобренные" сокращения и при этом соответствовать рекомендациям Сбербанка. Предполагалось, что Сбербанк произведет и выдаст типовой договор о купле-продаже единиц сокращенных выбросов (ЕСВ), но его до сих пор нет, и как на практике соответствовать требованиям банка, непонятно. Одновременно с этим наметилась тенденция снижения цен на ЕСВ на вторичном европейском рынке с 14 до 11 Евро за тонну. А поскольку перспективы международного соглашения на "посткиотский" период пока не утверждены, не исключено, что цены продолжат снижаться.

Любопытно, что списка утвержденных проектов нет ни на сайте Сбербанка, ни на сайте Минэкономразвития. Нет информации об утверждении этих проектов и в ленте новостей этих организаций.


 Секретариат РСЭОС

 

Последние новости

Голосование

Что Вы знаете о Киотском протоколе?
 

Автономная некоммерческая организация Центр экологических инноваций